snmsbras (snmsbras) wrote,
snmsbras
snmsbras

Илья Бетеров

Коллеги, я уже разбирался с этими документами и общался с одним из членов совета, который участвовал в их подготовке - А.Иванчиком. Есть некоторые вопросы, которые в этих документах специально избегались, но дальнейший сценарий будет сильно зависеть от ответов на них.
Самый главный вопрос - это сокращения, которые должны произойти, если при неизменном общем финансировании будет поставлена задача перейти на более высокий уровень зарплат. Я предполагаю, что будут происходить не только сокращения ставок, которые можно обходить, но и реальные сокращения рабочих мест с продажей высвобождаемого имущества (зданий). Иначе зачем было проводить эту реформу. В целом, этот документ дает "зеленый свет" сокращениям, потому что они будут естественным следствием аудита. Как будет проведен аудит - тоже вопрос весьма неясный. Думаю, что многие выдающиеся ученые откажутся принимать участие в мероприятии, целью которого будет сокращение их коллег. В ВУЗах взаимные проверки проходят регулярно, но там уровень солидарности существенно ниже, да и смотрят в первую очередь на формальные показатели.
Вот это самый важный вопрос, на который мы должны ответить - что мы предпочитаем: оставить низкие базовые ставки и обойтись без сокращений, или пойти на сокращения в обмен на обещанные повышения ставок. Конечно, они говорят про то, что нужно увеличивать финансирование. Но мы же знаем, как это будет - аудит проведут, а никакого финансирования не добавят.
Второй вопрос - финансирование исследований. Сейчас бюджетное финансирование включает программы РАН, СО РАН, интеграционные проекты. Совершенно неясно, останутся ли в РАН какие-либо средства на проведение исследований. Нет оценки состояния дел с фондовым финансированием, кроме абстрактного "нужно улучшить". Если в следующем году будет только зарплата и РФФИ, то понятно, что будет с продуктивностью.

Третий вопрос - модель управления. Во-первых, непонятны полномочия директора агентства и как они пересекаются с полномочиями Сената. Во-вторых, не совсем понятен принцип: коллегиальный орган избирается, но при этом подчиняется правительству. Какие распоряжения он должен выполнять? Вот изберут на общем собрании РАН замечательных людей, а потом им поручат сократить РАН вдвое и продать освободившееся имущество. Велика ли разница для нас?

Кроме того, решение о создании лаборатории в любом институте должно приниматься на уровне Сената в Москве!
Некоторые вещи сформулированы очень размыто. Конкурс на аспиранта должны проводить руководители - но кто будет отбирать этих руководителей? Успешные ученые должны быть освобождены от отчетности, а неуспешные пусть тратят время на заполнение индикаторов - как это реализовать?

Понятно, что этот документ писали хорошие люди, и хотели они тоже только хорошего, но что выйдет "как всегда" - совершенно точно. Тем не менее, нам надо с этим текстом поработать весьма серьезно, и острые вопросы максимально обострить. Иначе к нам будут относиться как к тем, кто только протестует, а предложить ничего не может.
Tags: реформа РАН
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments